Аттестация педагогических работников
Аттестация педагогов – это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности дошкольного учреждения в целом. Грамотная организация процедуры аттестации способствует формированию высокопрофессионального кадрового состава ДОУ. При этом большое значение имеет объединение усилий методической и психологической служб, обеспечивающих психологическую поддержку аттестуемых и непрерывное повышение их педагогического мастерства.
Аттестация – установленная государством форма периодической проверки специальной, трудовой правоспособности определенной категории работников и качества выполнения ими своей трудовой функции с целью установления соответствия аттестуемого занимаемой должности, повышения им профессионально-делового и морально-политического уровня, а также содействия администрации в улучшении подбора и расстановки кадров.
Аттестация представляет собой процедуру систематической формализованной оценки того, в какой степени деятельность конкретного работника отвечает требованиям выполнения работы в данном рабочем месте в данной должности.
Самое главное в аттестации - это не решение и выводы относительно сотрудника, а живое, непосредственное общение руководителя с ним, т.е. специальная беседа, обоснованная фактами профессионального поведения подчиненного. В ходе беседы необходимо сообщить о плюсах и минусах работы, выполняемой педагогом, тем самым побудить его к улучшению профессионального мастерства, способствовать раскрытию его личностного и творческого потенциала.
Сегодня аттестация должна стать действительно важной частью работы с персоналом, целями которой являются:
- формирование высококвалифицированного кадрового состава образовательных учреждений;
- установление степени реального соответствия работникам занимаемой должности;
- выявление перспективы применения потенциальных возможностей персонала;
- определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки работников;
- эффективное использование каждого сотрудника в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации;
- распространение передового аттестационного опыта;
- стимулирование роста профессионализма работников, их карьерный рост.
Таким образом, проведение аттестации должно способствовать созданию работающей системы отбора и оценки кадров, направленной на привлечение, поощрение, удержание и продвижение лучших работников.
ШАГ 1 | Руководитель дошкольного учреждения (далее – ДОУ) или назначенное им ответственное лицо (далее – ответственное лицо) знакомит педагогических работников с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений |
ШАГ 2 | ДОУ готовит представления в аттестационную комиссию на аттестацию работников, не имеющих первой или высшей квалификационной категории, т.е. подлежащих обязательной аттестации на соответствии должности через каждые пять лет работы. |
ШАГ 3 | Руководитель ДОУ (Ответственное лицо) знакомит каждого педагогического работника под роспись с представлением ДОУ в аттестационную комиссию на его аттестацию (не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации) |
ШАГ 4 | Руководитель ДОУ (ответственное лицо) оформляет документы на каждого аттестуемого сотрудника, в т.ч. на работников, желающих подтвердить (получить) первую или высшую квалификационную категорию |
ШАГ 5 | ДОУ подает в аттестационную комиссию представления и документы на аттестацию работников, подлежащих обязательной аттестации на соответствующие должности. Работники, желающие подтвердить либо получить первую или высшую квалификационную категорию, подают в аттестационную комиссию заявления. |
ШАГ 6 | ДОУ доводить в письменном виде до сведения педагогических работников, подлежащих обязательной аттестации на соответствии должности, информацию о дате, месте и времени проведения аттестации (не позднее чем за месяц до начала аттестации) |
ШАГ 7 | ДОУ доводит до сведения сотрудников. Подавших заявления об аттестации на подтверждение (получение) первой или высшей квалификационной категории, информацию о сроках проведения аттестации (аттестационных процедур), установленных аттестационной комиссией для каждого работника индивидуально с учетом срока действия ранее присвоенных категорий. |
ШАГ 8 | Аттестуемые работники проходят аттестацию По результатам обязательной аттестации на соответствие занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: Работник соответствует занимаемой должности; Работник не соответствует занимаемой должности По итогам добровольной аттестации на первую или высшую квалификационную категорию аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений Уровень квалификации работника соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории; Уровень квалификации работника не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории; |
ШАГ 9 | Аттестационная комиссия оформляет решение о результатах педагогических работников протоколом. Протокол вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. |
ШАГ 10 | Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования, утверждает решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников распорядительным актом. |
ШАГ 11 | Аттестационная комиссия заносит в аттестационный лист педагогического работника решение о результатах аттестации, в случае необходимости – рекомендации, касающиеся совершенствования профессиональной деятельности сотрудника, повышения его квалификации с указанием специализации и т.д. |
ШАГ 12 | Аттестационная комиссия направляет в ДОУ (не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии) аттестационный лист и выписку из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования (далее - выписка) |
ШАГ 13 | ДОУ знакомит работника по роспись с аттестационным листом и выпиской |
ШАГ 14 |
Действия ДОУ по реализации аттестации заключается в следующем: - Издается приказ по ДОУ о присвоении сотруднику первой или высшей квалификационной категории на срок ее действия. |
ШАГ 15 | ДОУ представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендация аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности работника (в течение года со дня аттестации) |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладевать современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации творческих ресурсов и способностей человека. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий.
Важнейшая задача начинающего педагога является поиск своего стиля деятельности.
Педагог – самая уважаемая профессия в мире. А что на самом деле происходит в нашем обществе? Поскольку эта профессия одна из самых низкооплачиваемых, то к нашим детям нередко попадают случайные люди. Но педагогами должны называться лучшие из лучших, умеющие отстаивать свою позицию, собственные мнения и действия.
Педагог учит ребенка понимать жизненные ситуации, передает ему те знания, которые сам имеет. При этом он познает новое, расширяет границы своих знаний вместе с детьми, педагогами-коллегами и родителями.
Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Тезис о том, что творческое отношение к воспитательно-образовательному процессу есть показатель духовной зрелости социальной активности педагога, выражения его гражданственности, еще не означает готовности мобилизироваться на творчество и инициативу.
Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства или педагогического изобретения. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. Любовь к своей профессии, детям, сформированная гуманистическая направленность личности, хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогической техники, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. С технологической точки зрения педагогическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, компетентность. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.
Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, при которой происходит создание потенциально нового в содержании, организации воспитательно-образовательного процесса.
Потенциал (от лат. – сила) – возможности, которые могут быть использованы для решения поставленных задач, достижения определенных целей. Сегодня без развития творческого потенциала педагог не сможет повлиять на ребенка и его личностное становление. Маленький пример: «Кого больше всего из педагогов любят дети? Увлеченно развивающуюся личность. Если любят педагога, то любят и предмет».
Способности формируются только в деятельности, а творческие – в деятельности, требующей творчества. Вот насколько важно в каждом педагоге развивать творческий потенциал, и поэтому педагогов надо учить.
В современных условиях педагог – это прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом.
Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Важность проблемы столь велика, что педагог должен принять очень ответственное решение о переводе своей деятельности в режим саморазвития, или, другими словами, выстроить видение проблемы на перспективу.
Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является проявлением высокого профессионального мастерства, результатом постоянного совершенствования профессиональной деятельности педагога, постоянной работы над собой. Последовательное вовлечение педагога в процесс взаимодействия обусловлено духовным миром личности, ее самобытностью, способностью человека быть самим собой. Взаимодействие предполагает развитую потребность в самопознании, самоанализе, самосовершенствовании.
Для этого каждому педагогу предлагается иметь портфолио (от англ. – портфель, папка). Он позволяет более полно и убедительно отследить показатель профессионального роста и творческой активности педагога в течении длительного срока его профессиональной деятельности. Функции портфолио: статистическая, накопительная, практическая.
Цель создания потрфолио – раскрытие творческого роста педагога, представление результатов своего труда для определения стимулирующего фактора со стороны администрации образовательного учреждения, управления образования, использование данных материалов при аттестации.
Практическая функция портфолио:
- отражение умения педагога показать чувство перспективы, прогнозируя свою деятельность, полноту, разнообразие и убедительность материалов, раскрывающих основные направления и виды деятельности;
- осуществление педагогом сбора и обновления портфолио в течение всего срока своей профессиональной деятельности;
- участие в общественной жизни коллектива или вне его;
- представление критериев оценки качества своей деятельности.
Документы: